Виртуальный музей

Не знать истории - значит всегда быть ребёнком. М.Т.Цицерон

Из воспоминаний Шайманова Василия Леонтьевича

Архивный материал собран учениками 9б класса Бекетовой Дианой и Игнатовой Анастасией.

Архивные аудио записи

Смотреть архивные записи

Смотреть альбом

Слово об Учителе

С чего начинается Родина?

С картинок в твоем букваре...

Слова этой песни и негромкий голос М.Бернеса, звучавший из репродуктора в школьном дворе 40 лет назад, где на торжественную линейку к началу учебного года собрались парадно одетые, с букетами цветов школьники, прочно остались в моей памяти. Ведь тогда, в 1968 году, я стал первоклассником тюменской школы № 16. Запомнились первые напутственные слова человека в костюме, который украшали многочисленные ордена и награды. И его неповторимый, мягкий акцент в ласковом слове «детишки». Это был первый директор школы Шайманов Василий Леонтьевич. 4 ноября этого года ему исполнится 85 лет. Именно о нем сегодня я хочу рассказать читателям газеты, совместно с многими учителями школ г.Тюмени, которым посчастливилось работать с этим замечательным человеком...

Годы детства и юности Василия Шайманова, пришедшиеся на сложное время становления страны Советов, словно испытывали его на прочность. Уже в 7 лет он лишается обоих родителей, с 8 лет начинает учиться в школе и одновременно работать в колхозе. Ему даже сейчас горько вспоминать о сиротском детстве и отрочестве. Летом грозного военного 1941 года семнадцатилетний Василий помогает Родине собирать урожай, работая на комбайне «Коммунар». По итогам жатвы в колхозе он занимает 1 место – за 198 га хлебной нивы. В конце 1941 года В.Шайманова призывают в армию, сначала для службы на Дальнем Востоке. Однако в связи с трудной для Советской армии ситуацией, в октябре 1942 года он попадает с маршевой ротой на Западный фронт, в действующую 10 армию, в самое пекло войны. 255 гвардейская стрелковая дивизия и ее 437 полк, где служил солдат В.Шайманов, участвовала в тяжелых боях, не прекращающихся днем и ночью. Дата 7 августа 1943 года ему запомнится особо – ведь пришлось идти под ураганным огнем в разведку боем, где ползком, а где с перебежками. За время боевых действий у В.Шайманова несколько ранений и две контузии, одна из которых лишила его речи на две недели. После тяжелого ранения 20 ноября 1943 года – госпиталь и затем, с января 1944 года – 7 лет честной и суровой службы во внутренних войсках МВД, в том числе в Тобольском централе. С начала 1947 года В.Л.Шайманов направлен на службу в органах МВД г.Тюмени, вплоть до демобилизации в январе 1951 г. (сейчас – он гвардейский майор в отставке).

В глубине души Василия Леонтьевича тянет к педагогике, детям, школе. Ведь еще будучи учеником начальных классов, он успешно помогал вести урок заболевшей учительнице. Понимая, что без законченного среднего и высшего образования реалии-зация его мечты невозможна, в 1951г. он с отличием оканчивает областную заочную среднюю школу (на освоение программы 8 класса у него уходит всего 3 месяца !). В 1953 г. В.Л.Шайманов поступает в Тюменский пединститут (заочно) и в возрасте 34 года становится дипломированным выпускником исторического факультета.

Следует отметить, что к моменту поступления в ВУЗ, коммунист В.Л.Шайманов работал в горкоме КПСС. На одно из летних заседаний был приглашен преподаватель пединститута. Василий Леонтьевич в перерыве высказал ему свое сокровенное желание стать учителем. – Чего же Вы медлите, ведь пора приема документов в ТГПИ вот-вот закончится, бегите прямо сейчас в институт, - посоветовал преподаватель. Действительно, приемная комиссия уже не работала. Однако директор ТГПИ Н.С.Торкин, с уважением приняв у себя в кабинете фронтовика и члена КПСС, разрешил В.Л.Шайманову сдавать вступительные экзамены... И не ошибся.

Ценя военную закалку педагога, богатый жизненный опыт, в том числе опыт работы в горкоме КПСС, административные руководители органов образования Тюмени доверяют ему в 1959 году открытие 23 школы в районе Зареки. Уже на первой «своей школе» Василий Леонтьевич стремится сделать все для того, чтобы здание отвечало назначению, не создавало трудностей в учебном процессе, вызывая этим порой недовольство у партийных чиновников. – Что там опять Шайманов затеял ? - вопрошала грозная комиссия, приехавшая по «сигналу» в школу. – Все просто, - парировал Василий Леонтьевич, - нужно надстроить третий этаж, появится 8 классных комнат и школа будет без проблем заниматься в одну смену. Железные аргументы убедили проверяющих, и вскоре на крыше школы закипели строительные работы... В начале шестидесятых начинается быстрое освоение восточной территории города, где ныне располагаются автовокзал и телецентр. А пока там – весной и осенью непроходимое болото, населенное утками, на которых порой охотятся жители Тюменской окраины. Растут, как грибы, первые кирпичные и панельные пятиэтажные «хрущевки», заселяются молодыми семьями. А значит – скоро потребуются школы. Кто может возглавить столь непростое дело по открытию новой школы, комплектации педагогического коллектива, устранению строительных недоделок и прочих бесчисленных проблем ? – Конечно, инициативный человек с опытом. Выбор падает на Василия Леонтьевича, на сентябрь 1964 года планируется открытие школы № 16 по ул. Рижской (в настоящее время ул. Парфенова).

Торжественная линейка состоялась 1 сентября, под торжественные аплодис-менты родителей и будущих учеников в небо взмыл алый флаг Советского Союза. Однако занятия в школе начались лишь 7 сентября. А до этого – осенние экскурсии для школьников по почти заповедным окраинам, включая Гилевскую рощу, и еще одна подаренная директором неделя каникул. В это время в школе идут последние, почти круглосуточные работы, чтобы встретить ребятишек «в полном ажуре».

Время, увы, безжалостно. Многих учителей школы № 16, которые помнили первые моменты ее работы и могли поведать читателям интересные детали, уже нет вместе с нами. Нет милой и доброй женщины - завуча Е.П.Золотовой, которая стала работать после перевода из школы №22, как только поселилась в одной из построен-ных вблизи от школы пятиэтажек. Которая практически ежедневно встречала меня приветливой улыбкой с раннего детства вплоть до ее последних дней. Которая почти всю свою жизнь отдала школе. Поэтому только теперь понимаешь, насколько ценными становятся воспоминания твоих постаревших учителей.

Рассказывает М.Е.Егорова, учитель английского языка: «В 16 школу я попала исключительно благодаря Василию Леонтьевичу. С ним мы познакомились в 1965 году, совершенно случайно. Приехав из Березово, пришла в гороно, к заведующему В.Ф.Югринову. На столе у него лежит еще неподписанный приказ о моем назначении в 49 школу и моя характеристика. Вдруг в кабинет заходит статный бодрый мужчина и спрашивает у Виктора Феоктистовича: «Это что за дама у Вас тут сидит ?». В ответ он дает ему мою характеристику, почитай, мол, и узнаешь. Пробежав глазами по листку и увидев где-то сбоку написанный домашний адрес, он решительно заявил: «Раз Мария Ефимовна живет напротив моей школы, то и работать она будет тоже у меня». Это был Василий Леонтьевич и так состоялось мое «сватовство» в 16 школу.

О том, что у В.Л.Шайманова на одном из первых мест была забота о составе коллектива, дополняет Т.А.Тарасова, учитель начальных классов с 40-летним стажем. «Впервые я попала в школу в 19-летнем возрасте, будучи на учебной практике педучилища. Однако через год Василий Леонтьевич меня не забыл и сам, без помощи завучей, решил в гороно мою судьбу. А еще он очень любил танцевать вальс. Я тоже обожала этот волшебный танец, поэтому как только на школьном вечере зазвучит музыка вальса, директор подходил ко мне». Рассказывает И.Г.Гилева, учитель математики старших классов школы № 16: «Посмотрев замечательный фильм «Доживем до понедельника», нам, тогда молодым учителям, сильно захотелось придти в школу в модном брючном костюме. Однако Василий Леонтьевич, относившийся ко всему очень серьезно, сказал: «Девочки, может быть не надо, а ?».

Очень искренне и обстоятельно о годах работы Л.В.Шайманова и его педагогических «изюминках» поведала мне В.А.Христель, заслуженный учитель РФ, преподаватель математики, бывший завуч школы. «Таких людей, как Василий Леонтьевич, найти очень сложно. И я благодарна судьбе, что она свела меня именно с ним. 16 школу он начинал «делать» с нуля, посреди болот в малоосвоенном месте. После открытия в нее были записаны дети с огромного района – из поселков Букино, Войновка, воинских частей и новостороек к.п.д. Всего около 2000 учащихся и в класссах по 42-45 человек. Учительский коллектив – в основном, молодежный и весьма «разношерстный». Великая роль Л.В.Шайманова в том, что он не испугался трудностей периода становления и вскоре смог создать одну из лучших школ г. Тюмени. Причина успеха даже не в том, что он первым приходил и последним уходил из здания школы. Он умел ставить реальные задачи и всегда доводить дело до конца. Умел авторитет школы создать в органах власти, среди родителей, среди общественности. У директора сложился дружеский союз с заведующими гороно В.Ф.Югриновым и Ленинским районо Л.Г.Перминовым, служивший ему прочным «тылом». С их поддержки школа в 1968-69 г.г. перешла на кабинетную систему преподавания. Как только открылся завод медоборудования, мы к нему проторили собственную тропу и он стал для нас родным шефским предприятием. Также мы были желанными гостями на недавно открывшейся студии телевидения. Но Василий Леонтьевич умел свой «авторитаризм» сделать ненавязчивым, непринудительным и порой вовсе незаметным. Тем не менее, он создавал культ уважения к учителю и его нелегкому труду среди учащихся и их родителей. Что касается выпускников, он заранее находил рычаги их ранней социализации. Поэтому так много благодарных слов от них можно услышать на наших юбилейных встречах.

Василий Леонтьевич заложил нравственные начала нашего прочного и дружного учительского коллектива. Он понимал любого человека – и ребенка и взрослого, знал про всех все. Главное кредо В.Л.Шайманова, следующее из военного лихолетья – беречь жизнь и душу каждого человека – большого и маленького. Никогда не забуду, как на одной из «Зарниц» (военно-патриотическая игра, прим. авт.), проводившейся в Гилевской роще, мальчик кубарем покатился в овраг по крутому, заросшему деревьями склону. Первым, кто оказался с ним внизу, был наш директор.

Василий Леонтьевич умел увидеть в любом уроке позитив, стимулировать творческую деятельность учителя. Поэтому наши ученики и дети – творчески способные личности. Какие у нас были замечательные тематические предметные вечера, игры и спектакли. В то же время – ученики решали труднейшие задачи по математике и становились победителями олимпиад. Помню, в первые годы работы школы подобралась группа мальчишек, которые примостившись в углу, в коридорах, решали самостоятельно задачи. В будущем они стали известными людьми. Можно сказать, что даже семьи учителей «жили» проблемами и радостями школы. И, - заключает В.А.Христель, - для Василия Леонтьевича добро творить, как воздухом дышать, лучами сердца мир обогревать, и отдавать, и не считать, что отдал много…»

Бывший завуч школы Е.И.Безруков (ныне доцент ТюмГУ) и его супруга А.И.Безрукова, также преподававшие математику в школе, отмечают, что директор запрещал в классе ругать учеников за какие-либо проступки. Этот мудрый педагогический прием снимал проблемы в доверительном общении ученика с учителем. «Вы, - говорил В.Л.Шайманов, - приводите шалуна ко мне, и мы во всем с ним разберемся». В школе при В.Л. Шайманове никогда не было крика, приказного тона, а проблемы решались по-семейному. Поэтому так крепка дружба выпускников со школой. Например, - продолжает Евгений Иванович, - мой 10-Б класс 1969 года следующем году снова соберется отпраздновать в родных стенах 40-летие выпуска. Еще, что отличало директорский стиль работы – это стимуляция творческой ини-циативы и самореализации профессиональных способностей завучей. В.Л.Шайманов редко делал собственные доклады на педсоветах, он чаще комментировал наши сообщения, повышая таким образом нашу ответственность и чувство полной причаст-ности к управлению школой. Но самое главное – он искренне любил всех детишек...

От себя добавлю, что Василий Леонтьевич расстраивается, когда слышит слова «господа-выпускники» или «господа-первоклассники». Ведь, - говорит он, - есть такие обычные и хорошие слова: учащиеся, гимназисты, школьники, ребятишки… И еще, о чем будут вспоминать благодарные жители вблизи школы № 16 - это замечательный сосново-березовый парк, посаженный почти 40 лет назад по инициативе депутата городского совета В.Л.Шайманова. Я хорошо помню время, когда вблизи школы еще не было асфальта, и мы, рискуя многократно плюхнуться с тяжелым портфелем в чавкающую глинистую жижу, добирались до школы по утлым спасительным жердочкам. Единственное, что радовало нас, мальчишек – возможность весной покататься на плотах, сделанных из дверных блоков, найти которые на территории новостроек было нетрудно. Но вот приехали машины с песком, засыпали ненавистную болотину. Сначала на этом месте предполагалось строительство стади-она, проектировщики завода медоборудования даже нарисовали красивый план. Увы, наклон почвы вряд ли позволил бы на стадионе равноценно играть в футбол обоим командам. Поэтому было решено насадить парк из деревьев, хорошо растущих на песчанике, и вскоре машины привезли тонкие сосновые саженцы. Чудо свершилось, большинство колючих зеленых мохнаток прижились и медленно начали расти вверх, одновременно с нами. Сейчас даже не верится, что на месте тенистой зоны отдыха Ленинского района между школами № 8 и 16, где так любят отдыхать мамы со своими ребятишками, когда-то было топкое место. Единственное документальное свидетель-ство тому – кадры старой кинохроники, к удивлению сохранившиеся в школьном архиве. Настоятельным пожеланием учителей к городской администрации и депутатам городской Думы является добавление к безликому наименованию на табличке «сквер Школьный» слов «им. В.Л.Шайманова».

Думаю, что невозможно оценить масштаб благодарности и перечень положительных качеств юбиляра, которые можно было бы услышать от людей, когда-либо знавших Василия Леонтьевича. Среди его учеников немало достойных людей нашего времени, один из них - писатель-публицист и преуспевающий прозаик В.Л.Строгальщиков, выпускник 1967 г. школы №16. Чтобы не упустить каких-либо важных деталей педагогической биографии В.Л.Шайманова, накануне юбилея в школе №27 состоялся круглый стол, небольшие фрагменты которого приводятся ниже. Но перед этим следует сказать, что в 1976 г. Василий Леонтьевич был снова мобилизован на «педагогическую передовую», открывать и запускать педагогический процесс в новой тюменской школе №27, в которой он проработает директором вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1983 г.

Сафина Р.Х., бывший зам. директора по учебно-воспитательной работе. К тому времени, когда должно было состояться открытие 27 школы, мне уже было 50 лет. Несмотря на мой педагогический опыт и стаж в г.Тобольске, сомневалась в необходимости продолжения работы. Однако Василий Леонтьевич сумел убедить меня «отважиться» съездить посмотреть на новую школу, и вот с 8 августа 1976 года мы стали коллегами. Как и шестнадцатая школа, двадцать седьмая была большой и неоконченной новостройкой, в малоосвоенном районе Ленинского округа г.Тюмени. Вблизи роща и заросшие пустыри. И очень много учеников по записи – ведь рядом других школ нет. Поэтому учились в 3 смены. Как и в 16 школе, заложили большой парк – целых 3 гектара. Теперь о Василии Леонтьевиче. Он умел слушать и убеждать людей, умел заглянуть в душу к детям, ценил мужскую дружбу. В должности завуча я проработала с тремя директорами, и отмечу, что с В.Л.Шаймановым было легко и интересно. Его смысл жизни – делать добро людям. Он заботился не только о делах школы, но и о быте учителей, их обеспеченности жильем. В этом, благодаря инициативе В.Л.Шайманова, сильно помогали шефы – Сибкомплектмонтаж. Директор помнил дни рождения всех учителей и своевременно нас поздравлял!

Митченко Л.Д., преподаватель русского языка и литературы. Василий Леонтьевич – это Учитель с большой буквы. Он верил нам, учителям, и мы готовы бы-ли совершать педагогические подвиги. Он умел защитить учителя, здоровался с нами, женщинами, как с мужчинами, за руку. Он – самый человечный, щедрый и теплый, как солнечный свет. И в тоже время скромный, без следов показухи. Он заложил все луч-шее в нашем коллективе, и мы можем с гордостью сказать – это наша родная школа!

Королева М.В., бывший зам. директора школы № 27. Василий Леонтьевич ни-когда не ставил себя выше всех, он считал нас равными, а руководил нами «из середи-ны». Поскольку наш коллектив был преимущественно женский, он был среди нас как петушок, охранял и лелеял нас. В.Л.Шайманов отбирал новых учителей в свой школь-ный дом прямо из районо. Сколько им было сделано, чтобы придать этому дому уют. Ведь мы начинали работать, когда полы еще не были настелены, а в планах у дирек-тора уже было строительство школьного бассейна!

Портнова Р.И., второй директор школы № 27. Василий Леонтьевича стремился, чтобы ребенок шел в школу с душой, с добрыми чувствами, чтобы школьные годы у него оставили теплые воспоминания. Он любил организовывать линейки и вечера, присут-ствовал на них до самого завершения. Уверенно решив уйти в 60 лет на заслуженный отдых – и ни днем позже – он вручил мне замечательное и драгоценное наследство.

Бушина Ю.И., преподаватель русского языка и литературы. Поездив по стране, в Тюмени я встретила очень добрых людей. Один из них – это Василий Леонтьевич. А сколько труда он вложил в школу. Вспомните, как поздно заканчивались наши педсоветы, сколько было сделано для нравственного воспитания молодежи в районе, где не было ни кинотеатров, ни нормальных дорог. В.Л.Шайманов ставил далеко идущие цели и их всегда воплощал в жизнь. Это - организация работы спортивных залов в школе до глубокого вечера, организация патрулей, творческих вечеров. Но самое главное – создание крепкого, стабильного коллектива. С завучем Р.Х.Сафиной они образовали работоспособный тандем, вместе создали методический кабинет. Там, где называли Равилю Хакимовну – подразумевали Василия Леонтьевича, и наоборот!

Мельник Л.И., преподаватель немецкого языка. Именно поэтому мне посовето-вали идти только в 27 школу, ведь там замечательный директор. Коллеги, вспомните, ка-ких непростых детей мы учили! Среди них были цыгане и трудные подростки работни-ков завода КСК. Мы трудились в 3 смены и учеников было 3000 человек по 42 в классе!

Дербас Т.А., школьный библиотекарь. Да-да, были «ж», «з», «и», «к» и даже «му»-класс!

Ляхова Н.Н., преподаватель русского языка и литературы. Василия Леонтьевича я увидела, еще работая в 20 школе. Сначала мне показалось, что это какой-то хозяйственный работник. Ходит по 20 школе, все высматривает, записывает. Как потом оказалось, он заранее искал ошибки строительства зданий школ, чтобы не повторить их в своей, то есть в нашей, 27 школе. А ведь трудностей было немало. У него в кабинете всегда находились «потопные» охотничьи сапоги на случай аварий водопровода. Помимо строительных трудностей были и совсем «трудные» дети. Но ему удавалось их приручить. А учителям, работавшим с ними, В.Л.Шайманов обычно говорил «Родина ваш труд не забудет». Немалую роль в воспитании и создании семейной обстановки в школе играла организация вокально-инструментального ансамбля. У нас даже теперь дружат внуки директора и учителей!

Харитонова Л.М., преподаватель французского языка. Что отличало нашего директора, так это внимание во всем, даже в приятных мелочах. И пускай ему судьба всегда будет улыбаться!

Руди Л.Я., заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Страшно и тревожно было переступать порог школы в качестве учителя сразу после окончания университета. Но меня в этой школе по-отечески приняли. Мне кажется, что Василий Леонтьевич давал добрый аванс всем молодым учителям, сильно верил в нас и тем самым вселял надежду. Я никогда не забуду, как он горой стоял за меня!

Милейко А.И., преподаватель математики. Я тоже пришла в школу после сту-денческой скамьи и ощутила мощную поддержку директора. Пусть ему еще на многие годы хватит сил и здоровья. Мы всегда будем благодарны Василию Леонтьевичу!

Сложно в газетной статье описать все заслуги В.Л.Шайманова, достойные читательского внимания. Ведь недаром ему присвоены высокие звания «Отличник народного образования» (1962 г.) и Орден Трудового Красного Знамени» (1968 г.), медали «За доблестный труд к 100-летию В.И.Ленина» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Вместе с юбилейными наградами за ратные подвиги, солдатской медалью «За отвагу» и орденом Великой отечественной Войны, грудь юбиляра украшают 23 памятных наградных знака. Со своей стороны, как дорогую реликвию, я храню книги с дарственной подписью «за отличную учебу», сделанной рукой В.Л.Шайманова...

Василия Леонтьевича, пока позволяло здоровье и не шалило сердечко, трудно было застать дома. В 1986 году с согласия председателя Ленинского райсовета ветеранов Д.В.Юдина, он организовал совет ветеранов педагогического труда и до сегодняшнего дня является членом Ленинского райсовета ветеранов г.Тюмени и входит в президиум этого совета. Усилия В.Л.Шайманова и его участие в деятель-ности городского и областного совета ветеранов отмечены почетными грамотами губернаторов С.С.Собянина и В.В. Якушева. Его, несмотря на почтенный возраст, не оставляет желание поработать на дачном участке. А радость общения с внуками и внучками (их у него четыре) лучше всяких лекарств. Радостно и то, что два сына – старший Анатолий Васильевич, полковник в отставке, и младший Александр Васильевич, председатель счетной палаты администрации Тюменского района, стали настоящими людьми. Чего еще желать Вам, кроме здоровья, Василий Леонтьевич ? – спрашиваю у юбиляра. Программа-минимум, - отвечает он мне, - дожить и достойно встретить 65-летие Победы, а там видно будет...

... Возвращаясь после чествования ветеранов в университете накануне 9 мая, мы с Василием Леонтьевичем присели на лавочку. Неожиданно к нам подошли дети. Девочки с трепетным восхищением смотрели на многочисленные ордена и медали ветерана, слегка звенящие на ласковом майском ветерке. – С праздником, дедушка! – сказали они почти хором. - С великим праздником Победы, детишки...

Шайманов Василий Леонтьевич

Вы самый замечательный директор,

Так много школе отдали своей!

Все очень уважают Вас за это,

От первоклашек до учителей.

 

Желаем, чтоб ребята год за годом

Спешили к Вам с приходом сентября.

Чтоб называли лучшей Вашу школу,

Директора за всё благодаря!

  

Шайманов Василий Леонтьевич

Куликова Таисия Корниловна

Слепова Валентина Михайловна

Филиппи Наталья Александровна