Из воспоминаний Шайманова Василия Леонтьевича
Архивный материал собран учениками 9б класса Бекетовой Дианой и Игнатовой Анастасией.
Архивные аудио записи
Смотреть архивные записи
Смотреть альбом
Слово об Учителе
С чего начинается Родина?
С картинок в твоем букваре...
Слова этой песни и негромкий голос М.Бернеса, звучавший из репродуктора в школьном дворе 40 лет назад, где на торжественную линейку к началу учебного года собрались парадно одетые, с букетами цветов школьники, прочно остались в моей памяти. Ведь тогда, в 1968 году, я стал первоклассником тюменской школы № 16. Запомнились первые напутственные слова человека в костюме, который украшали многочисленные ордена и награды. И его неповторимый, мягкий акцент в ласковом слове «детишки». Это был первый директор школы Шайманов Василий Леонтьевич. 4 ноября этого года ему исполнится 85 лет. Именно о нем сегодня я хочу рассказать читателям газеты, совместно с многими учителями школ г.Тюмени, которым посчастливилось работать с этим замечательным человеком...
Годы детства и юности Василия Шайманова, пришедшиеся на сложное время становления страны Советов, словно испытывали его на прочность. Уже в 7 лет он лишается обоих родителей, с 8 лет начинает учиться в школе и одновременно работать в колхозе. Ему даже сейчас горько вспоминать о сиротском детстве и отрочестве. Летом грозного военного 1941 года семнадцатилетний Василий помогает Родине собирать урожай, работая на комбайне «Коммунар». По итогам жатвы в колхозе он занимает 1 место – за 198 га хлебной нивы. В конце 1941 года В.Шайманова призывают в армию, сначала для службы на Дальнем Востоке. Однако в связи с трудной для Советской армии ситуацией, в октябре 1942 года он попадает с маршевой ротой на Западный фронт, в действующую 10 армию, в самое пекло войны. 255 гвардейская стрелковая дивизия и ее 437 полк, где служил солдат В.Шайманов, участвовала в тяжелых боях, не прекращающихся днем и ночью. Дата 7 августа 1943 года ему запомнится особо – ведь пришлось идти под ураганным огнем в разведку боем, где ползком, а где с перебежками. За время боевых действий у В.Шайманова несколько ранений и две контузии, одна из которых лишила его речи на две недели. После тяжелого ранения 20 ноября 1943 года – госпиталь и затем, с января 1944 года – 7 лет честной и суровой службы во внутренних войсках МВД, в том числе в Тобольском централе. С начала 1947 года В.Л.Шайманов направлен на службу в органах МВД г.Тюмени, вплоть до демобилизации в январе 1951 г. (сейчас – он гвардейский майор в отставке).
В глубине души Василия Леонтьевича тянет к педагогике, детям, школе. Ведь еще будучи учеником начальных классов, он успешно помогал вести урок заболевшей учительнице. Понимая, что без законченного среднего и высшего образования реалии-зация его мечты невозможна, в 1951г. он с отличием оканчивает областную заочную среднюю школу (на освоение программы 8 класса у него уходит всего 3 месяца !). В 1953 г. В.Л.Шайманов поступает в Тюменский пединститут (заочно) и в возрасте 34 года становится дипломированным выпускником исторического факультета.
Следует отметить, что к моменту поступления в ВУЗ, коммунист В.Л.Шайманов работал в горкоме КПСС. На одно из летних заседаний был приглашен преподаватель пединститута. Василий Леонтьевич в перерыве высказал ему свое сокровенное желание стать учителем. – Чего же Вы медлите, ведь пора приема документов в ТГПИ вот-вот закончится, бегите прямо сейчас в институт, - посоветовал преподаватель. Действительно, приемная комиссия уже не работала. Однако директор ТГПИ Н.С.Торкин, с уважением приняв у себя в кабинете фронтовика и члена КПСС, разрешил В.Л.Шайманову сдавать вступительные экзамены... И не ошибся.
Ценя военную закалку педагога, богатый жизненный опыт, в том числе опыт работы в горкоме КПСС, административные руководители органов образования Тюмени доверяют ему в 1959 году открытие 23 школы в районе Зареки. Уже на первой «своей школе» Василий Леонтьевич стремится сделать все для того, чтобы здание отвечало назначению, не создавало трудностей в учебном процессе, вызывая этим порой недовольство у партийных чиновников. – Что там опять Шайманов затеял ? - вопрошала грозная комиссия, приехавшая по «сигналу» в школу. – Все просто, - парировал Василий Леонтьевич, - нужно надстроить третий этаж, появится 8 классных комнат и школа будет без проблем заниматься в одну смену. Железные аргументы убедили проверяющих, и вскоре на крыше школы закипели строительные работы... В начале шестидесятых начинается быстрое освоение восточной территории города, где ныне располагаются автовокзал и телецентр. А пока там – весной и осенью непроходимое болото, населенное утками, на которых порой охотятся жители Тюменской окраины. Растут, как грибы, первые кирпичные и панельные пятиэтажные «хрущевки», заселяются молодыми семьями. А значит – скоро потребуются школы. Кто может возглавить столь непростое дело по открытию новой школы, комплектации педагогического коллектива, устранению строительных недоделок и прочих бесчисленных проблем ? – Конечно, инициативный человек с опытом. Выбор падает на Василия Леонтьевича, на сентябрь 1964 года планируется открытие школы № 16 по ул. Рижской (в настоящее время ул. Парфенова).
Торжественная линейка состоялась 1 сентября, под торжественные аплодис-менты родителей и будущих учеников в небо взмыл алый флаг Советского Союза. Однако занятия в школе начались лишь 7 сентября. А до этого – осенние экскурсии для школьников по почти заповедным окраинам, включая Гилевскую рощу, и еще одна подаренная директором неделя каникул. В это время в школе идут последние, почти круглосуточные работы, чтобы встретить ребятишек «в полном ажуре».
Время, увы, безжалостно. Многих учителей школы № 16, которые помнили первые моменты ее работы и могли поведать читателям интересные детали, уже нет вместе с нами. Нет милой и доброй женщины - завуча Е.П.Золотовой, которая стала работать после перевода из школы №22, как только поселилась в одной из построен-ных вблизи от школы пятиэтажек. Которая практически ежедневно встречала меня приветливой улыбкой с раннего детства вплоть до ее последних дней. Которая почти всю свою жизнь отдала школе. Поэтому только теперь понимаешь, насколько ценными становятся воспоминания твоих постаревших учителей.
Рассказывает М.Е.Егорова, учитель английского языка: «В 16 школу я попала исключительно благодаря Василию Леонтьевичу. С ним мы познакомились в 1965 году, совершенно случайно. Приехав из Березово, пришла в гороно, к заведующему В.Ф.Югринову. На столе у него лежит еще неподписанный приказ о моем назначении в 49 школу и моя характеристика. Вдруг в кабинет заходит статный бодрый мужчина и спрашивает у Виктора Феоктистовича: «Это что за дама у Вас тут сидит ?». В ответ он дает ему мою характеристику, почитай, мол, и узнаешь. Пробежав глазами по листку и увидев где-то сбоку написанный домашний адрес, он решительно заявил: «Раз Мария Ефимовна живет напротив моей школы, то и работать она будет тоже у меня». Это был Василий Леонтьевич и так состоялось мое «сватовство» в 16 школу.
О том, что у В.Л.Шайманова на одном из первых мест была забота о составе коллектива, дополняет Т.А.Тарасова, учитель начальных классов с 40-летним стажем. «Впервые я попала в школу в 19-летнем возрасте, будучи на учебной практике педучилища. Однако через год Василий Леонтьевич меня не забыл и сам, без помощи завучей, решил в гороно мою судьбу. А еще он очень любил танцевать вальс. Я тоже обожала этот волшебный танец, поэтому как только на школьном вечере зазвучит музыка вальса, директор подходил ко мне». Рассказывает И.Г.Гилева, учитель математики старших классов школы № 16: «Посмотрев замечательный фильм «Доживем до понедельника», нам, тогда молодым учителям, сильно захотелось придти в школу в модном брючном костюме. Однако Василий Леонтьевич, относившийся ко всему очень серьезно, сказал: «Девочки, может быть не надо, а ?».
Очень искренне и обстоятельно о годах работы Л.В.Шайманова и его педагогических «изюминках» поведала мне В.А.Христель, заслуженный учитель РФ, преподаватель математики, бывший завуч школы. «Таких людей, как Василий Леонтьевич, найти очень сложно. И я благодарна судьбе, что она свела меня именно с ним. 16 школу он начинал «делать» с нуля, посреди болот в малоосвоенном месте. После открытия в нее были записаны дети с огромного района – из поселков Букино, Войновка, воинских частей и новостороек к.п.д. Всего около 2000 учащихся и в класссах по 42-45 человек. Учительский коллектив – в основном, молодежный и весьма «разношерстный». Великая роль Л.В.Шайманова в том, что он не испугался трудностей периода становления и вскоре смог создать одну из лучших школ г. Тюмени. Причина успеха даже не в том, что он первым приходил и последним уходил из здания школы. Он умел ставить реальные задачи и всегда доводить дело до конца. Умел авторитет школы создать в органах власти, среди родителей, среди общественности. У директора сложился дружеский союз с заведующими гороно В.Ф.Югриновым и Ленинским районо Л.Г.Перминовым, служивший ему прочным «тылом». С их поддержки школа в 1968-69 г.г. перешла на кабинетную систему преподавания. Как только открылся завод медоборудования, мы к нему проторили собственную тропу и он стал для нас родным шефским предприятием. Также мы были желанными гостями на недавно открывшейся студии телевидения. Но Василий Леонтьевич умел свой «авторитаризм» сделать ненавязчивым, непринудительным и порой вовсе незаметным. Тем не менее, он создавал культ уважения к учителю и его нелегкому труду среди учащихся и их родителей. Что касается выпускников, он заранее находил рычаги их ранней социализации. Поэтому так много благодарных слов от них можно услышать на наших юбилейных встречах.
Василий Леонтьевич заложил нравственные начала нашего прочного и дружного учительского коллектива. Он понимал любого человека – и ребенка и взрослого, знал про всех все. Главное кредо В.Л.Шайманова, следующее из военного лихолетья – беречь жизнь и душу каждого человека – большого и маленького. Никогда не забуду, как на одной из «Зарниц» (военно-патриотическая игра, прим. авт.), проводившейся в Гилевской роще, мальчик кубарем покатился в овраг по крутому, заросшему деревьями склону. Первым, кто оказался с ним внизу, был наш директор.
Василий Леонтьевич умел увидеть в любом уроке позитив, стимулировать творческую деятельность учителя. Поэтому наши ученики и дети – творчески способные личности. Какие у нас были замечательные тематические предметные вечера, игры и спектакли. В то же время – ученики решали труднейшие задачи по математике и становились победителями олимпиад. Помню, в первые годы работы школы подобралась группа мальчишек, которые примостившись в углу, в коридорах, решали самостоятельно задачи. В будущем они стали известными людьми. Можно сказать, что даже семьи учителей «жили» проблемами и радостями школы. И, - заключает В.А.Христель, - для Василия Леонтьевича добро творить, как воздухом дышать, лучами сердца мир обогревать, и отдавать, и не считать, что отдал много…»
Бывший завуч школы Е.И.Безруков (ныне доцент ТюмГУ) и его супруга А.И.Безрукова, также преподававшие математику в школе, отмечают, что директор запрещал в классе ругать учеников за какие-либо проступки. Этот мудрый педагогический прием снимал проблемы в доверительном общении ученика с учителем. «Вы, - говорил В.Л.Шайманов, - приводите шалуна ко мне, и мы во всем с ним разберемся». В школе при В.Л. Шайманове никогда не было крика, приказного тона, а проблемы решались по-семейному. Поэтому так крепка дружба выпускников со школой. Например, - продолжает Евгений Иванович, - мой 10-Б класс 1969 года следующем году снова соберется отпраздновать в родных стенах 40-летие выпуска. Еще, что отличало директорский стиль работы – это стимуляция творческой ини-циативы и самореализации профессиональных способностей завучей. В.Л.Шайманов редко делал собственные доклады на педсоветах, он чаще комментировал наши сообщения, повышая таким образом нашу ответственность и чувство полной причаст-ности к управлению школой. Но самое главное – он искренне любил всех детишек...
От себя добавлю, что Василий Леонтьевич расстраивается, когда слышит слова «господа-выпускники» или «господа-первоклассники». Ведь, - говорит он, - есть такие обычные и хорошие слова: учащиеся, гимназисты, школьники, ребятишки… И еще, о чем будут вспоминать благодарные жители вблизи школы № 16 - это замечательный сосново-березовый парк, посаженный почти 40 лет назад по инициативе депутата городского совета В.Л.Шайманова. Я хорошо помню время, когда вблизи школы еще не было асфальта, и мы, рискуя многократно плюхнуться с тяжелым портфелем в чавкающую глинистую жижу, добирались до школы по утлым спасительным жердочкам. Единственное, что радовало нас, мальчишек – возможность весной покататься на плотах, сделанных из дверных блоков, найти которые на территории новостроек было нетрудно. Но вот приехали машины с песком, засыпали ненавистную болотину. Сначала на этом месте предполагалось строительство стади-она, проектировщики завода медоборудования даже нарисовали красивый план. Увы, наклон почвы вряд ли позволил бы на стадионе равноценно играть в футбол обоим командам. Поэтому было решено насадить парк из деревьев, хорошо растущих на песчанике, и вскоре машины привезли тонкие сосновые саженцы. Чудо свершилось, большинство колючих зеленых мохнаток прижились и медленно начали расти вверх, одновременно с нами. Сейчас даже не верится, что на месте тенистой зоны отдыха Ленинского района между школами № 8 и 16, где так любят отдыхать мамы со своими ребятишками, когда-то было топкое место. Единственное документальное свидетель-ство тому – кадры старой кинохроники, к удивлению сохранившиеся в школьном архиве. Настоятельным пожеланием учителей к городской администрации и депутатам городской Думы является добавление к безликому наименованию на табличке «сквер Школьный» слов «им. В.Л.Шайманова».
Думаю, что невозможно оценить масштаб благодарности и перечень положительных качеств юбиляра, которые можно было бы услышать от людей, когда-либо знавших Василия Леонтьевича. Среди его учеников немало достойных людей нашего времени, один из них - писатель-публицист и преуспевающий прозаик В.Л.Строгальщиков, выпускник 1967 г. школы №16. Чтобы не упустить каких-либо важных деталей педагогической биографии В.Л.Шайманова, накануне юбилея в школе №27 состоялся круглый стол, небольшие фрагменты которого приводятся ниже. Но перед этим следует сказать, что в 1976 г. Василий Леонтьевич был снова мобилизован на «педагогическую передовую», открывать и запускать педагогический процесс в новой тюменской школе №27, в которой он проработает директором вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1983 г.
Сафина Р.Х., бывший зам. директора по учебно-воспитательной работе. К тому времени, когда должно было состояться открытие 27 школы, мне уже было 50 лет. Несмотря на мой педагогический опыт и стаж в г.Тобольске, сомневалась в необходимости продолжения работы. Однако Василий Леонтьевич сумел убедить меня «отважиться» съездить посмотреть на новую школу, и вот с 8 августа 1976 года мы стали коллегами. Как и шестнадцатая школа, двадцать седьмая была большой и неоконченной новостройкой, в малоосвоенном районе Ленинского округа г.Тюмени. Вблизи роща и заросшие пустыри. И очень много учеников по записи – ведь рядом других школ нет. Поэтому учились в 3 смены. Как и в 16 школе, заложили большой парк – целых 3 гектара. Теперь о Василии Леонтьевиче. Он умел слушать и убеждать людей, умел заглянуть в душу к детям, ценил мужскую дружбу. В должности завуча я проработала с тремя директорами, и отмечу, что с В.Л.Шаймановым было легко и интересно. Его смысл жизни – делать добро людям. Он заботился не только о делах школы, но и о быте учителей, их обеспеченности жильем. В этом, благодаря инициативе В.Л.Шайманова, сильно помогали шефы – Сибкомплектмонтаж. Директор помнил дни рождения всех учителей и своевременно нас поздравлял!
Митченко Л.Д., преподаватель русского языка и литературы. Василий Леонтьевич – это Учитель с большой буквы. Он верил нам, учителям, и мы готовы бы-ли совершать педагогические подвиги. Он умел защитить учителя, здоровался с нами, женщинами, как с мужчинами, за руку. Он – самый человечный, щедрый и теплый, как солнечный свет. И в тоже время скромный, без следов показухи. Он заложил все луч-шее в нашем коллективе, и мы можем с гордостью сказать – это наша родная школа!
Королева М.В., бывший зам. директора школы № 27. Василий Леонтьевич ни-когда не ставил себя выше всех, он считал нас равными, а руководил нами «из середи-ны». Поскольку наш коллектив был преимущественно женский, он был среди нас как петушок, охранял и лелеял нас. В.Л.Шайманов отбирал новых учителей в свой школь-ный дом прямо из районо. Сколько им было сделано, чтобы придать этому дому уют. Ведь мы начинали работать, когда полы еще не были настелены, а в планах у дирек-тора уже было строительство школьного бассейна!
Портнова Р.И., второй директор школы № 27. Василий Леонтьевича стремился, чтобы ребенок шел в школу с душой, с добрыми чувствами, чтобы школьные годы у него оставили теплые воспоминания. Он любил организовывать линейки и вечера, присут-ствовал на них до самого завершения. Уверенно решив уйти в 60 лет на заслуженный отдых – и ни днем позже – он вручил мне замечательное и драгоценное наследство.
Бушина Ю.И., преподаватель русского языка и литературы. Поездив по стране, в Тюмени я встретила очень добрых людей. Один из них – это Василий Леонтьевич. А сколько труда он вложил в школу. Вспомните, как поздно заканчивались наши педсоветы, сколько было сделано для нравственного воспитания молодежи в районе, где не было ни кинотеатров, ни нормальных дорог. В.Л.Шайманов ставил далеко идущие цели и их всегда воплощал в жизнь. Это - организация работы спортивных залов в школе до глубокого вечера, организация патрулей, творческих вечеров. Но самое главное – создание крепкого, стабильного коллектива. С завучем Р.Х.Сафиной они образовали работоспособный тандем, вместе создали методический кабинет. Там, где называли Равилю Хакимовну – подразумевали Василия Леонтьевича, и наоборот!
Мельник Л.И., преподаватель немецкого языка. Именно поэтому мне посовето-вали идти только в 27 школу, ведь там замечательный директор. Коллеги, вспомните, ка-ких непростых детей мы учили! Среди них были цыгане и трудные подростки работни-ков завода КСК. Мы трудились в 3 смены и учеников было 3000 человек по 42 в классе!
Дербас Т.А., школьный библиотекарь. Да-да, были «ж», «з», «и», «к» и даже «му»-класс!
Ляхова Н.Н., преподаватель русского языка и литературы. Василия Леонтьевича я увидела, еще работая в 20 школе. Сначала мне показалось, что это какой-то хозяйственный работник. Ходит по 20 школе, все высматривает, записывает. Как потом оказалось, он заранее искал ошибки строительства зданий школ, чтобы не повторить их в своей, то есть в нашей, 27 школе. А ведь трудностей было немало. У него в кабинете всегда находились «потопные» охотничьи сапоги на случай аварий водопровода. Помимо строительных трудностей были и совсем «трудные» дети. Но ему удавалось их приручить. А учителям, работавшим с ними, В.Л.Шайманов обычно говорил «Родина ваш труд не забудет». Немалую роль в воспитании и создании семейной обстановки в школе играла организация вокально-инструментального ансамбля. У нас даже теперь дружат внуки директора и учителей!
Харитонова Л.М., преподаватель французского языка. Что отличало нашего директора, так это внимание во всем, даже в приятных мелочах. И пускай ему судьба всегда будет улыбаться!
Руди Л.Я., заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Страшно и тревожно было переступать порог школы в качестве учителя сразу после окончания университета. Но меня в этой школе по-отечески приняли. Мне кажется, что Василий Леонтьевич давал добрый аванс всем молодым учителям, сильно верил в нас и тем самым вселял надежду. Я никогда не забуду, как он горой стоял за меня!
Милейко А.И., преподаватель математики. Я тоже пришла в школу после сту-денческой скамьи и ощутила мощную поддержку директора. Пусть ему еще на многие годы хватит сил и здоровья. Мы всегда будем благодарны Василию Леонтьевичу!
Сложно в газетной статье описать все заслуги В.Л.Шайманова, достойные читательского внимания. Ведь недаром ему присвоены высокие звания «Отличник народного образования» (1962 г.) и Орден Трудового Красного Знамени» (1968 г.), медали «За доблестный труд к 100-летию В.И.Ленина» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Вместе с юбилейными наградами за ратные подвиги, солдатской медалью «За отвагу» и орденом Великой отечественной Войны, грудь юбиляра украшают 23 памятных наградных знака. Со своей стороны, как дорогую реликвию, я храню книги с дарственной подписью «за отличную учебу», сделанной рукой В.Л.Шайманова...
Василия Леонтьевича, пока позволяло здоровье и не шалило сердечко, трудно было застать дома. В 1986 году с согласия председателя Ленинского райсовета ветеранов Д.В.Юдина, он организовал совет ветеранов педагогического труда и до сегодняшнего дня является членом Ленинского райсовета ветеранов г.Тюмени и входит в президиум этого совета. Усилия В.Л.Шайманова и его участие в деятель-ности городского и областного совета ветеранов отмечены почетными грамотами губернаторов С.С.Собянина и В.В. Якушева. Его, несмотря на почтенный возраст, не оставляет желание поработать на дачном участке. А радость общения с внуками и внучками (их у него четыре) лучше всяких лекарств. Радостно и то, что два сына – старший Анатолий Васильевич, полковник в отставке, и младший Александр Васильевич, председатель счетной палаты администрации Тюменского района, стали настоящими людьми. Чего еще желать Вам, кроме здоровья, Василий Леонтьевич ? – спрашиваю у юбиляра. Программа-минимум, - отвечает он мне, - дожить и достойно встретить 65-летие Победы, а там видно будет...
... Возвращаясь после чествования ветеранов в университете накануне 9 мая, мы с Василием Леонтьевичем присели на лавочку. Неожиданно к нам подошли дети. Девочки с трепетным восхищением смотрели на многочисленные ордена и медали ветерана, слегка звенящие на ласковом майском ветерке. – С праздником, дедушка! – сказали они почти хором. - С великим праздником Победы, детишки...