Интервью с Михайловой Тамарой Ивановной
Беседу с Михайловой Тамарой Ивановной провели ученики 9в класса Буровцов Андрей и Ивлев Артём.
Смотреть интервью в записи
Смотреть альбом в записи
Вопрос: Добрый день, мы, ученики гимназии №16 , Артём Ивлев и Андрей Буравцов, благодарим вас за участие в создании виртуального музея нашей гимназии. Как вас зовут?
Ответ: Михайлова Тамара Ивановна, очень приятно познакомиться с вами.
Вопрос: Что вы можете сказать о тех годах, когда вы работали в гимназии?
Ответ: Я работала в 16 гимназии 24 года, с 1984 по по 2008 год вспоминать можно разное и хорошего много было, интересного, замечательного были и какие-то трудные моменты, но вспоминается конечно лучшее из всех этих лет.
Вопрос: А кем вы работали?
Ответ: Я учитель химии, по образованию учитель химии, биологии, но преподавала после окончания института в основном химию. В 16 гимназии тоже была преподавателем химии все эти годы. Работала с 8 по 11 класс.
Вопрос: А кто был директором, когда вы работали в гимназии?
Ответ: Я пришла в школу работать, когда директором уже была Слепова Валентина Михайловна. И закончила с тем же, практически с одним тем же нашим руководителем.
Вопрос: Что можете рассказать о своих достижениях в работе?
Ответ: Я заслуженный учитель РФ, ветеран педагогического труда.
Вопрос: Можете показать нам свои грамоты, благодарности?
Ответ: Кое что я конечно могу показать документ о присвоении заслуженного учителя, а грамот очень много я конечно не могу показать все. За столько лет я проработала 40 лет почти в школе, поэтому кое, что есть перед вами, мои грамоты, благодарственные письма, есть грамоты министерства образования.
Вопрос: А что это за книжка, в которой написано про вас?
Ответ: Эта книга, которую мне подарили в своё время на совещании, где собирали заслуженных учителей Тюменской области. Эта книга называется «Учитель! Перед именем твоим…» Памятная, очень дорогая мне. И эта книга небольшую информацию обо мне содержит.
Вопрос: Что можете сказать о своих учениках, о самых любимых и о тех, которыми вы гордитесь?
Ответ: Ну, очень многие почти сорок лет, вы представляете как много учеников, были мне и дороги и знакомы. Среди моих учеников два профессора химии, были очень увлеченные люди, многие, поскольку предмет такой специфический учатся или закончили мед. Академию, и достаточно часто мы с ними общаемся, особенно в то время когда они учились в медицинской академии, даже были моменты, когда мне приходили, особенно в первые годы их обучения, помогать им как бывшему их учителю химии. Мои выпускники в те годы, когда присуждались некоторым преподавателям школьным и преподавателям вузов соросовская премия, я получала такую премию три раза, как учитель химии, давалась она в том случае, если выпускники школы при опросах уже являлись студентами указывают каких учителей в своей школе они считают хорошими, вот по этим данным присуждалась такая премия. Я очень горжусь, что когда-то так высоко меня оценили, ученики с которыми я работала, а запоминаются те которые увлечены предметом мне как предметнику, а с другой стороны за это время я выпустила восемь классов, поэтому как классному руководителю я вспоминала ребят очень интересных и творческих таких людей, иногда трудных с которыми не просто приходилось, нам тоже всегда помнятся такие ребята, которым приходилось очень много времени, уделять, у которых всё не просто было с учёбой, и как-то вот такие дети нам тоже запоминаются учителям.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, какое самое значимое событие для вас было, когда вы работали в гимназии?
Ответ: Самое значимое, я не могу выделить, но запомнился день, когда мне исполнилось 55 лет, впервые такое большое событие отмечалось всем коллективом, и никогда в моей жизни раньше такого не было, и все учителя школы, выпускники, и этого года выпуска, когда это случилось и прошлых лет, собирались для того чтобы поздравить меня с юбилеем, мне очень приятно и памятно это событие. Но а так, каждый выпускной класс это событие.
Вопрос: А почему вы выбрали профессию учитель?
Ответ: Но я не могу сказать, что прямо её я так выбирала, и вообще я собиралась поступать в медицинский институт, когда я закончила школу, но так получилось я в медицинский не поступала, а поступила в педагогический институт со своими землячками, подружками с которыми мы приехали в Тюмень. Они уехали, а я осталась, потому что я окончила школу очень хорошо, с серебряной медалью, и поэтому легко поступила на биолого-географический факультет, по специальности химия, биология. Я не пожалела, что остановилась на этой профессии видимо какие-то качества мои помогали мне выдержать столько лет не самой простой работы, и достаточно успешно закончить свою педагогическою деятельность. Так видимо нужно было судьбе, что бы я выбрала именно это дело, и не могу сказать, что всё было гладко и всегда хорошо, были моменты, когда было очень трудно, сложно, не всё получалось особенно по началу, ну потом все более менее пошло.
Вопрос: Как проводили досуг ученики в ваше время?
Ответ: С многими моими классами мы ездили летом, и в осенние, и в зимние каникулы в Севастополь, в Петербург, в Омск, в разные горда, и в Кунгурские пещеры. Были и праздники школьные, например день здоровья который мы весело проводили, были классные вечера, я не помню, что их было много, но они были, мне нравились школьные тематические вечера, к которым приходилось готовиться, в те времена, когда у нас организатор по воспитательной работы был Александр Аверкин, творческий человек, ребят возле себя таких же собирал, тогда очень интересно проходили тематические вечера с участием моих учеников тоже, а так как в каждом классе все были увлечены разными интересам, были группы по 7-8 человек, одни например были увлечены танцами, вторые больше стремились к учёбе, вообще у всех был разный досуг.
Вопрос: Вы были терпеливым или строгим учителем?
Ответ: В моей работе мне не очень нравятся особенности характера, надо быть более требовательным человеком, тогда бы и проблем было меньше, а я достаточно мягкий человек, сложности были именно с этим, особенно классы, где было много трудных ребят, вот это уже не изменишь, каков человек такие и особенности.
Вопрос: Ваши ученики навещают вас?
Ответ: Да, встречаемся, особенно первые годы, когда они только уходят из школы, звонят, приходят в гости, помощь просят, я им как специалист химии иногда помогаю, но а потом у них появляются свои интересы семьи, и всё реже и реже встречаемся.
Вопрос: Чем вы сейчас занимаетесь в свободное время?
Ответ: Вот смотрите передо мной мои учебники, занимаюсь с ребятами помогаю поступать в медицинскую академию, кроме того у меня маленькая внучка, дочка работает, а я сижу с внучкой три раза в неделю, а летом дача.
Вопрос: Что можете сказать о школьной форме? Какая она была?
Ответ: Я захватила те времена, когда она была обязательной, потом некоторая свобода в начале 80-ых пришла и в школу, это было плохо, потому что у многих родителей разный достаток слишком большое различие и дети хотели показать себя перед друг другом, это было не очень хорошо. Это продолжалось не очень долгий промежуток времени, потом Валентина Михайловна и руководители школ и других были согласны, вести в школе единую форму. Мне это больше нравится.
Вопрос: Какая работа проводилась с родителями?
Ответ: Родительские собрания, индивидуальные беседы, и по домам ходили, если была такая необходимость, но я родителей никогда не отчитывала, иногда приходилось беседовать вместе с директором.
Вопрос: Как был оборудован ваш класс?
Ответ: Это специфический кабинет, у нас был кабинет, лаборатория, где хранились реактивы, посуда химическая, я выполняла весь план по лабораторным работам, тогда ещё не было компьютеров.
Вопрос: Во сколько начинались уроки? Какой продолжительности они были?
Ответ: В восемь часов начинались, в час пятнадцать заканчивался шестой урок, в два часа начиналась вторая смена, но иногда была школа переполнена и была третья смена.
Вопрос: Устраивали ли вас условия работы?
Ответ: Иногда мне мешало, что я заканчиваю 6 урок, и в два часа ко мне в кабинет приходит 6 класс, я не могла закрыть кабинет. Школа была маленькая, ничего никак не изменить. Я приходила утром, и кабинет был грязный, так как на второй смене его никто не убирал.
Вопрос: Что вы можете сказать об интернете и современных технологиях?
Ответ: Если они используются, чтобы приобретать новые знания, расширять свой кругозор, то я только за, я тоже пользуюсь интернетом. А если человек настолько увлечен виртуальным миром, что он не замечает окружающих, то этот человек в развитии интеллектуальном останавливается. Я не представляю сейчас, как можно учиться без интернета, и я сама там ищу материалы для учеников.
Вопрос: С кем приятно вам было работать, ваши коллеги?
Ответ: Я работала очень долго с Галиной Николаевной, мы работали обычно в классах математических, она и я. Я её с удовольствием вспоминаю как коллегу и как очень душевного человека, она всегда готова была помочь, если была необходимость, и очень хорошо умела ладить с ребятами любыми, которые учились хорошо, и которые вообще не учились. Василий Васильевич её супруг нет сейчас его в живых, но я тоже помню, мы работали в соседних кабинетах, заканчивали один вуз, и учились в параллельных группах, то есть мы с ним одного возраста и работали много лет в соседних кабинетах, с огромным уважением относилась к нему. Людмила Григорьевна, мы с ней в одном классе работали вместе, она математику преподавала в моём классе, такая весёлая, очень юмор у неё своеобразный, интересный, он мне нравился, и ребятам я думаю тоже, могла и хорошо наказать и пожалеть, такой интересный человек. Я её с удовольствием вспоминаю. Потом учителя, которые работали, историки например: Светлана Михайловна, очень умная, образованная, очень мудрая, мне она нравилась тоже. Были учителя помоложе, огромная группа учителей начальных классов, как я пришла в школу они ещё работали, а потом начали уходить на пенсию, они интересные, замечательные люди были, Нина Дмитриевна, Зинаида Николаевна, Надежда Николаевна. Многих уже нет теперь в живых из этих учителей начальных классов. Все годы мы работали с Тамарой Алексеевной, она припадаёт в начальных классах, прекрасный человек, все выпуски её отличались тем, что выучены все были, это были ребята, которых всем хотелось учить дальше, они были хорошо подготовлены. Марина Анатольевна, она пришла, когда я заканчивала работать, с ней было очень интересно работать. Хорошие воспоминания о Валентине Михайловне, очень не простой человек, но во многих вещах она всегда была права, всегда чувствовала новое, где что-то появляется, начинала работу в этом направлении, учила других, многие из её коллег стали руководителями в городе, в школах, директорами, завучами, значит, она умела так поставить работу, чтоб у неё учились другие, но и мы учились тоже, не просто было начинать новое дело, но она могла просто организовать, а порой заставить нас начать работать, так как нужно, что не всегда принимается новое. Иногда хочется поработать, так как привыкли, новое не всегда воспринимается как необходимость.
Вопрос: Что вы можете пожелать ученикам, учителям 16 гимназии?
Ответ: У меня пожелание такое, чтоб между учениками и учителями всегда были нормальные в какой-то степени дружеские отношения, но чтобы они были соратниками коллегами, учились те и другие друг у друга, нельзя сказать, что у учеников ничему нельзя научиться, что то можно и у них взять, такое сотрудничество должно быть, я считаю, тогда всё будет хорошо. Никогда не надо возвышаться, давить, это не даёт результата, надо плавно договариваться вместе, работать и тогда будет всё нормально, и жизненный пример в коллективе, и какое-то общее интересное дело в школе, чтобы оно всеми поддерживалось, и чтобы все работали в общем направлении.