Виртуальный музей

Не знать истории - значит всегда быть ребёнком. М.Т.Цицерон

Интервью с Михайловой Тамарой Ивановной

Беседу с Михайловой Тамарой Ивановной провели ученики 9в класса Буровцов Андрей и Ивлев Артём.

Смотреть интервью в записи

Смотреть альбом в записи

Вопрос: Добрый день, мы, ученики гимназии №16 , Артём Ивлев и Андрей Буравцов, благодарим вас за участие в создании виртуального музея нашей гимназии. Как вас зовут?

Ответ: Михайлова Тамара Ивановна, очень приятно познакомиться с вами.

Вопрос: Что вы можете сказать о тех годах, когда вы работали в гимназии?

Ответ: Я работала в 16 гимназии 24 года, с 1984 по по 2008 год вспоминать можно разное и хорошего много было, интересного, замечательного были и какие-то трудные моменты, но вспоминается конечно лучшее из всех этих лет.

Вопрос: А кем вы работали?

Ответ: Я учитель химии, по образованию учитель химии, биологии, но преподавала после окончания института в основном химию. В 16 гимназии тоже была преподавателем химии все эти годы. Работала с 8 по 11 класс.

Вопрос: А кто был директором, когда вы работали в гимназии?

Ответ: Я пришла в школу работать, когда директором уже была Слепова Валентина Михайловна. И закончила с тем же, практически с одним тем же нашим руководителем.

Вопрос: Что можете рассказать о своих достижениях в работе?

Ответ: Я заслуженный учитель РФ, ветеран педагогического труда.

Вопрос: Можете показать нам свои грамоты, благодарности?

Ответ: Кое что я конечно могу показать документ о присвоении заслуженного учителя, а грамот очень много я конечно не могу показать все. За столько лет я проработала 40 лет почти в школе, поэтому кое, что есть перед вами, мои грамоты, благодарственные письма, есть грамоты министерства образования.

Вопрос: А что это за книжка, в которой написано про вас?

Ответ: Эта книга, которую мне подарили в своё время на совещании, где собирали заслуженных учителей Тюменской области. Эта книга называется «Учитель! Перед именем твоим…» Памятная, очень дорогая мне. И эта книга небольшую информацию обо мне содержит.

Вопрос: Что можете сказать о своих учениках, о самых любимых и о тех, которыми вы гордитесь?

Ответ: Ну, очень многие почти сорок лет, вы представляете как много учеников, были мне и дороги и знакомы. Среди моих учеников два профессора химии, были очень увлеченные люди, многие, поскольку предмет такой специфический учатся или закончили мед. Академию, и достаточно часто мы с ними общаемся, особенно в то время когда они учились в медицинской академии, даже были моменты, когда мне приходили, особенно в первые годы их обучения, помогать им как бывшему их учителю химии. Мои выпускники в те годы, когда присуждались некоторым преподавателям школьным и преподавателям вузов соросовская премия, я получала такую премию три раза, как учитель химии, давалась она в том случае, если выпускники школы при опросах уже являлись студентами указывают каких учителей в своей школе они считают хорошими, вот по этим данным присуждалась такая премия. Я очень горжусь, что когда-то так высоко меня оценили, ученики с которыми я работала, а запоминаются те которые увлечены предметом мне как предметнику, а с другой стороны за это время я выпустила восемь классов, поэтому как классному руководителю я вспоминала ребят очень интересных и творческих таких людей, иногда трудных с которыми не просто приходилось, нам тоже всегда помнятся такие ребята, которым приходилось очень много времени, уделять, у которых всё не просто было с учёбой, и как-то вот такие дети нам тоже запоминаются учителям.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, какое самое значимое событие для вас было, когда вы работали в гимназии?

Ответ: Самое значимое, я не могу выделить, но запомнился день, когда мне исполнилось 55 лет, впервые такое большое событие отмечалось всем коллективом, и никогда в моей жизни раньше такого не было, и все учителя школы, выпускники, и этого года выпуска, когда это случилось и прошлых лет, собирались для того чтобы поздравить меня с юбилеем, мне очень приятно и памятно это событие. Но а так, каждый выпускной класс это событие.

Вопрос: А почему вы выбрали профессию учитель?

Ответ: Но я не могу сказать, что прямо её я так выбирала, и вообще я собиралась поступать в медицинский институт, когда я закончила школу, но так получилось я в медицинский не поступала, а поступила в педагогический институт со своими землячками, подружками с которыми мы приехали в Тюмень. Они уехали, а я осталась, потому что я окончила школу очень хорошо, с серебряной медалью, и поэтому легко поступила на биолого-географический факультет, по специальности химия, биология. Я не пожалела, что остановилась на этой профессии видимо какие-то качества мои помогали мне выдержать столько лет не самой простой работы, и достаточно успешно закончить свою педагогическою деятельность. Так видимо нужно было судьбе, что бы я выбрала именно это дело, и не могу сказать, что всё было гладко и всегда хорошо, были моменты, когда было очень трудно, сложно, не всё получалось особенно по началу, ну потом все более менее пошло.

Вопрос: Как проводили досуг ученики в ваше время?

Ответ: С многими моими классами мы ездили летом, и в осенние, и в зимние каникулы в Севастополь, в Петербург, в Омск, в разные горда, и в Кунгурские пещеры. Были и праздники школьные, например день здоровья который мы весело проводили, были классные вечера, я не помню, что их было много, но они были, мне нравились школьные тематические вечера, к которым приходилось готовиться, в те времена, когда у нас организатор по воспитательной работы был Александр Аверкин, творческий человек, ребят возле себя таких же собирал, тогда очень интересно проходили тематические вечера с участием моих учеников тоже, а так как в каждом классе все были увлечены разными интересам, были группы по 7-8 человек, одни например были увлечены танцами, вторые больше стремились к учёбе, вообще у всех был разный досуг.

Вопрос: Вы были терпеливым или строгим учителем?

Ответ: В моей работе мне не очень нравятся особенности характера, надо быть более требовательным человеком, тогда бы и проблем было меньше, а я достаточно мягкий человек, сложности были именно с этим, особенно классы, где было много трудных ребят, вот это уже не изменишь, каков человек такие и особенности.

Вопрос: Ваши ученики навещают вас?

Ответ: Да, встречаемся, особенно первые годы, когда они только уходят из школы, звонят, приходят в гости, помощь просят, я им как специалист химии иногда помогаю, но а потом у них появляются свои интересы семьи, и всё реже и реже встречаемся.

Вопрос: Чем вы сейчас занимаетесь в свободное время?

Ответ: Вот смотрите передо мной мои учебники, занимаюсь с ребятами помогаю поступать в медицинскую академию, кроме того у меня маленькая внучка, дочка работает, а я сижу с внучкой три раза в неделю, а летом дача.

Вопрос: Что можете сказать о школьной форме? Какая она была?

Ответ: Я захватила те времена, когда она была обязательной, потом некоторая свобода в начале 80-ых пришла и в школу, это было плохо, потому что у многих родителей разный достаток слишком большое различие и дети хотели показать себя перед друг другом, это было не очень хорошо. Это продолжалось не очень долгий промежуток времени, потом Валентина Михайловна и руководители школ и других были согласны, вести в школе единую форму. Мне это больше нравится.

Вопрос: Какая работа проводилась с родителями?

Ответ: Родительские собрания, индивидуальные беседы, и по домам ходили, если была такая необходимость, но я родителей никогда не отчитывала, иногда приходилось беседовать вместе с директором.

Вопрос: Как был оборудован ваш класс?

Ответ: Это специфический кабинет, у нас был кабинет, лаборатория, где хранились реактивы, посуда химическая, я выполняла весь план по лабораторным работам, тогда ещё не было компьютеров.

Вопрос: Во сколько начинались уроки? Какой продолжительности они были?

Ответ: В восемь часов начинались, в час пятнадцать заканчивался шестой урок, в два часа начиналась вторая смена, но иногда была школа переполнена и была третья смена.

Вопрос: Устраивали ли вас условия работы?

Ответ: Иногда мне мешало, что я заканчиваю 6 урок, и в два часа ко мне в кабинет приходит 6 класс, я не могла закрыть кабинет. Школа была маленькая, ничего никак не изменить. Я приходила утром, и кабинет был грязный, так как на второй смене его никто не убирал.

Вопрос: Что вы можете сказать об интернете и современных технологиях?

Ответ: Если они используются, чтобы приобретать новые знания, расширять свой кругозор, то я только за, я тоже пользуюсь интернетом. А если человек настолько увлечен виртуальным миром, что он не замечает окружающих, то этот человек в развитии интеллектуальном останавливается. Я не представляю сейчас, как можно учиться без интернета, и я сама там ищу материалы для учеников.

Вопрос: С кем приятно вам было работать, ваши коллеги?

Ответ: Я работала очень долго с Галиной Николаевной, мы работали обычно в классах математических, она и я. Я её с удовольствием вспоминаю как коллегу и как очень душевного человека, она всегда готова была помочь, если была необходимость, и очень хорошо умела ладить с ребятами любыми, которые учились хорошо, и которые вообще не учились. Василий Васильевич её супруг нет сейчас его в живых, но я тоже помню, мы работали в соседних кабинетах, заканчивали один вуз, и учились в параллельных группах, то есть мы с ним одного возраста и работали много лет в соседних кабинетах, с огромным уважением относилась к нему. Людмила Григорьевна, мы с ней в одном классе работали вместе, она математику преподавала в моём классе, такая весёлая, очень юмор у неё своеобразный, интересный, он мне нравился, и ребятам я думаю тоже, могла и хорошо наказать и пожалеть, такой интересный человек. Я её с удовольствием вспоминаю. Потом учителя, которые работали, историки например: Светлана Михайловна, очень умная, образованная, очень мудрая, мне она нравилась тоже. Были учителя помоложе, огромная группа учителей начальных классов, как я пришла в школу они ещё работали, а потом начали уходить на пенсию, они интересные, замечательные люди были, Нина Дмитриевна, Зинаида Николаевна, Надежда Николаевна. Многих уже нет теперь в живых из этих учителей начальных классов. Все годы мы работали с Тамарой Алексеевной, она припадаёт в начальных классах, прекрасный человек, все выпуски её отличались тем, что выучены все были, это были ребята, которых всем хотелось учить дальше, они были хорошо подготовлены. Марина Анатольевна, она пришла, когда я заканчивала работать, с ней было очень интересно работать. Хорошие воспоминания о Валентине Михайловне, очень не простой человек, но во многих вещах она всегда была права, всегда чувствовала новое, где что-то появляется, начинала работу в этом направлении, учила других, многие из её коллег стали руководителями в городе, в школах, директорами, завучами, значит, она умела так поставить работу, чтоб у неё учились другие, но и мы учились тоже, не просто было начинать новое дело, но она могла просто организовать, а порой заставить нас начать работать, так как нужно, что не всегда принимается новое. Иногда хочется поработать, так как привыкли, новое не всегда воспринимается как необходимость.

Вопрос: Что вы можете пожелать ученикам, учителям 16 гимназии?

Ответ: У меня пожелание такое, чтоб между учениками и учителями всегда были нормальные в какой-то степени дружеские отношения, но чтобы они были соратниками коллегами, учились те и другие друг у друга, нельзя сказать, что у учеников ничему нельзя научиться, что то можно и у них взять, такое сотрудничество должно быть, я считаю, тогда всё будет хорошо. Никогда не надо возвышаться, давить, это не даёт результата, надо плавно договариваться вместе, работать и тогда будет всё нормально, и жизненный пример в коллективе, и какое-то общее интересное дело в школе, чтобы оно всеми поддерживалось, и чтобы все работали в общем направлении.

Михайлова Тамара Ивановна

Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

 

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

 

Осыпанный цветным дождем букетов

И озаренный блеском сотен глаз,

Прими, учитель, не слова привета,

А часть души от благодарных нас!

 

Чистякова Евдокия Лукинична

Юрлова Зинаида Петровна

Егорова Мария Ефимовна

Коробицина Лидия Петровна

Мальчихина Нина Дмитриевна

Шабурова Нелля Григорьевна

Кривенко Галина Николаевна

Михайлова Тамара Ивановна

Трехлебова Валентина Леонидовна

Тарасова Тамара Алексеевна

Якимова Лидия Егоровна

Бузолина Надежда Ивановна

Коваленко Татьяна Анатольевна

Балуева Нина Николаевна

Егорова Елена Владимировна

Филатова Зоя Иосифовна